Главная > Каталог станков > Токарные станки > Станки токарные многорезцовые и специальные > 1730

1730 станок токарный многорезцовый универсальный полуавтомат
схемы, описание, характеристики

1730 Станок многорезцовый







Сведения о производителе токарного многорезцового станка 1730

Производитель токарного многорезцового станка модели 1730 - Московский станкостроительный завод "Красный пролетарий" им. А.И. Ефремова, основанный в 1857 году.

Первые универсальные токарно-винторезные станки с коробкой скоростей впервые в СССР начали выпускаться на Московском станкостроительном заводе "Красный пролетарий" им. А.И. Ефремова в 1932 году и получили наименование ДИП-200, ДИП-300, ДИП-400, ДИП-500 ( ДИП - Догнать И Перегнать), где 200, 300, 400, 500 - высота центров над станиной.

По мере совершенствования конструкции станков завод выпускал все более современные модели - 1А62, 1К62, 16К20, МК6056.





Станки, выпускаемые Московским станкостроительным заводом Красный пролетарий


1730 полуавтомат токарный одношпиндельный многорезцовый. Назначение и область применения

Универсальный токарный многорезцовый полуавтомат, модель 1730 (1947 год), предназначен для различных токарных работ, выполняемых в центрах или в патроне. Наибольшие размеры обрабатываемого изделия: диаметр — 300 мм, длина — 500 мм.

Токарный многорезцовый полуавтомат 1730 предназначен для высокопроизводительной получистовой и чистовой токарной обработки однорезцовым или многорезцовым копировальным способом валов, колец, подшипников, фланцев, шестерен и прочих деталей в центрах, патроне или на оправке в условиях серийного и массового производства.

Принцип работы и особенности конструкции станка 1730

Применение специальной копирной линейки на станке позволяет производить фасонное обтачивание и обтачивание на конус, получать точные линейные и диаметральные размеры, фаски, канавки, радиусы.

Токарный многорезцовый полуавтомат 1730 имеет замкнутый автоматический цикл работы, по окончании которого станок автоматически останавливается. Управление станка осуществляется при помощи одной рукоятки.

Автоматический цикл работы станка 1730 состоит из быстрого подвода, рабочей подачи, быстрого отвода суппортов в исходное положение и остановки шпинделя. Затем рабочий снимает готовую деталь, устанавливает новую заготовку и пускает станок.

Управление автоматическим циклом производится с помощью специального механизма электроавтоматики, удобно расположенного спереди станка.

Станок имеет механическую базу автоматизации. Установка длин рабочих и холостых ходов обоих суппортов сводится к установке упоров на рейке механизма электроавтоматики.


Многорезцовые токарные станки полуавтоматы. Общие сведения

На рис. 146 приведена схема работы многорезцового полуавтомата. Обработка заготовки 2 ведется несколькими одновременно работающими резцами, установленными на продольном 12 и поперечном 3 суппортах. Одновременная работа большого числа резцов, каждый из которых обрабатывает свой участок заготовки, позволяет получить деталь заданных формы и размеров путем простейших и коротких циклов работы суппортов и, следовательно, значительно сократить время обработки. Снятие детали, установку заготовки, ее зажим в патроне или в центрах передней 1 и задней 4 бабок, а также пуск станка производят вручную. Подвод суппортов с резцами, обработка заготовки, возврат суппортов в исходное положение и остановка станка производятся автоматически.

При обработке на многорезцовом токарном полуавтомате, когда одновременно работают несколько резцов, основное (машинное) время меньше, чем при обработке одним резцом на гидрокопировальном токарном полуавтомате. Это различие особенно эффективно проявляется при многорезцовом обтачивании по методу деления длины обработки, когда каждая ступень вала обрабатывается за один проход. В этом случае основное время определяется по длине пути того резца, который обрабатывает наиболее длинную ступень вала.


Схема работы токарного многорезцового станка полуавтомата

Схема работы токарного многорезцового станка полуавтомата

Продольный суппорт 12 перемещается вместе с планками 6 и 8 относительно неподвижной линейки 10. При этом ролик 7 суппорта перекатывается по рабочей поверхности линейки 10 и постоянно прижимается к ней пружинами 11. Цикл работы продольного суппорта следующий:

  1. быстрый подвод суппорта к заготовке (участок а-б)
  2. врезание резцов при перемещении ролика 7 по конусной поверхности линейки 10 (участок б-в)
  3. обтачивание заготовки при рабочей подаче (участок в-г)
  4. отскок суппорта назад в поперечном направлении (участок г—д)
  5. быстрый отход суппорта в исходное правое положение (участки д—е, е—и, и—к)
  6. перемещение суппорта вперед в первоначальное рабочее положение (участок к-а)

Отскок суппорта в конце обработки (примерно на 1 мм) и возврат его в первоначальное положение в конце отхода назад (участки траектории г—д и к—а) осуществляются с помощью планок 6 и 8. Обе планки перемещаются вместе с суппортом, при этом планка 6 может перемещаться относительно суппорта в продольном направлении. В начале работы суппорта обе планки установлены относительно друг друга так, что соприкасаются выступами (как показано на рисунке). В конце обтачивания планка 6 подходит к упору 9 и смещается им относительно планки 8 вправо, в результате чего ее выступы устанавливаются против впадин планки 8.

Суппорт 12 вместе с роликом 7, линейкой 10 и планкой 8 под действием пружины 11 отскакивает назад на глубину впадины планки 8. В результате этого резцы при отходе суппорта вправо не касаются обработанной поверхности детали. После возвращения суппорта в исходное правое положение планка 6 касается второго упора 5 и смещается им влево в первоначальное положение, т. е. ее выступы устанавливаются опять против выступов планки 8. В результате суппорт с резцами, линейка 10 и планка 8 устанавливаются в первоначальное рабочее положение (точка а).





1730 Габарит рабочего пространства, посадочные и присоединительные базы токарного многорезцового станка


Габарит рабочего пространства токарного многорезцового станка 1730

Габарит рабочего пространства токарного многорезцового станка 1730

Габарит рабочего пространства токарного многорезцового станка 1730. Смотреть в увеличенном масштабе



1730 Габарит рабочего пространства, посадочные и присоединительные базы токарного многорезцового станка полуатомата

Габарит рабочего пространства и посадочные базы токарного станка 1730

1730П Габарит рабочего пространства, посадочные и присоединительные базы токарного многорезцового станка полуатомата. Смотреть в увеличенном масштабе



1730 Расположение основных узлов токарного многорезцового станка

Расположение основных узлов токарного многорезцового станка 1730

Расположение основных узлов токарного многорезцового станка 1730

Расположение основных узлов токарного многорезцового станка 1730

Расположение органов управления токарным многорезцовым станком 1730

Спецификация органов регулирования и управления токарным многорезцовым станком 1730

  1. Рукоятка управления станком
  2. Кнопка «Толчок»
  3. Кнопка «Пуск»
  4. Кнопка "Стоп"
  5. Подключение и отключение станка от электросети
  6. Включение и выключение электронасоса
  7. Маховичок для ручного перемещения каретки и заднего суппорта
  8. Маховичок для ручного поперечного перемещения переднего суппорта
  9. Квадрат под съемную рукоятку для регулирования пружины переднего суппорта
  10. Маховичок для ручного поперечного перемещения заднего суппорта
  11. Квадрат под съемную рукоятку для наладки заднего суппорта
  12. Маховичок для перемещения пиноли задней бабки
  13. Рукоятка для зажима пиноли задней бабки




1730 Кинематическая схема токарного многорезцового станка

1730 Кинематическая схема токарного многорезцового станка полуатомата

Кинематическая схема токарного многорезцового станка 1730

1730 Кинематическая схема токарного многорезцового станка. Смотреть в увеличенном масштабе



1730 Кинематическая схема токарного многорезцового станка полуатомата

Кинематическая схема токарного многорезцового станка 1730

1730 Кинематическая схема токарного многорезцового станка. Смотреть в увеличенном масштабе

1730 Кинематическая схема токарного многорезцового станка. Смотреть в увеличенном масштабе



При обработке детали на станке осуществляются последовательно следующие движения:

  • быстрый подвод суппортов (переднего — влево, заднего — вперед) и "косое врезание";
  • подачи суппортов;
  • быстрый поперечный отвод (отскок среднего суппорта);
  • быстрый обратный ход суппортов;
  • остановка станка.

Привод шпинделя передней бабки осуществляется от индивидуального электродвигателя ГД (фиг. 2) через клиновую ременную передачу (шесть ремней), сменные шестерни А—Б и коническую пару 1, 2. Изменение числа оборотов шпинделя достигается подбором сменных шестерен А—Б. Шесть пар обратимых сменных шестерен позволяют получить 12 различных чисел оборотов шпинделя в пределах 40—500 в мин.

Привод подач переднего суппорта осуществляется от цилиндрической шестерни 3, сидящей на заднем конце шпинделя, через цилиндрические шестерни 4, 5, 6, 7, сменные шестерни В—Г (расположенные в отдельной коробке), предохранительную муфту 32 (расположенную снаружи коробки подач), кулачковую муфту рабочей подачи 33, цилиндрические шестерни 8, 9, двустороннюю обгонную муфту 34, цилиндрические шестерни 10, 11 и винтовую пару 20, 21.

Изменение продольной подачи переднего суппорта достигается подбором сменных шестерен В—Г. Четыре пары обратимых сменных шестерен позволяют получить 8 различных продольных подач переднего суппорта в пределах 0,12—1,38 мм на 1 оборот шпинделя.

Привод подач заднего суппорта осуществляется от движения переднего суппорта через жестко прикрепленную к нему рейку 17, реечную шестерню 16 (расположенную в коробке подач), коническую пару 24, 25 (расположенную в отдельной коробке сзади станка), коническую пару 26, 27, сменные шестерни Д—Е и барабан 35 (расположенные в корпусе заднего суппорта). При вращении барабана по его спирали катится ролик 36, связанный с подвижной частью заднего суппорта. Изменение поперечной подачи заднего суппорта достигается подбором сменных шестерен Д—Е. Шесть пар обратимых сменных шестерен (используются сменные шестерни передней бабки) позволяют получить 12 различных поперечных подач заднего суппорта на каждую продольную подачу переднего суппорта. Пределы величин поперечных подач — 0,016— 2,37 мм на 1 оборот шпинделя. Подбором сменных шестерен Д—Е получают большую длину поперечного хода заднего суппорта при малой длине продольного хода переднего суппорта (за счет изменения продольных подач последнего).

Быстрые хода (вперед и назад) переднего и заднего суппортов осуществляются от специального реверсивного электродвигателя ДБ, расположенного в коробке подач, через шестерни 15, 14 и обгонную муфту 34. Двусторонняя обгонная муфта позволяет осуществлять быстрые хода параллельным включением электродвигателя ДБ без отключения рабочей подачи. Это значительно упростило кинематику и управление станком.

Для перемещения переднего и заднего суппортов вручную при наладке станка служат маховичок 37 и конические шестерни 18, 19.

Для установки резцов на нужный диаметр обтачиваемого изделия служат маховички 38, 39, закрепленные на винтах 22, 28, связанных с гайками 23, 29 подвижных частей суппортов. Пиноль задней бабки перемещается маховичком 40, закрепленным на винте 30, связанном с гайкой 31.





Описание конструкции узлов станка токарного многорезцового станка 1730

Основные узлы станка 1730:

  1. станина и корыто;
  2. передняя бабка;
  3. коробка сменных шестерен;
  4. коробка подач и автоматики;
  5. передний суппорт;
  6. коробка передачи к заднему суппорту;
  7. задний суппорт;
  8. задняя бабка;
  9. система охлаждения и моторная установка.

Станина и корыто станка 1730

Станина 1 (фиг. 3) — массивная, чугунная, коробчатой формы — усилена продольными и поперечными ребрами. На верхней ее плоскости привернута прямоугольная закаленная стальная планка 2, которая служит основной направляющей для переднего суппорта. Вертикальная направляющая для переднего суппорта выполнена в форме ласточкина хвоста. В середине станины сверху имеется окно для прохода стружки и охлаждающей жидкости, а сзади — шкаф для хранения комплектов сменных шестерен. Опорные поверхности станины шлифованы.

Корыто 3, к которому станина крепится болтами, служит основанием станка и одновременно резервуаром для охлаждающей жидкости. Резервуар делится продольной стенкой на два отсека: один из них служит приемником и отстойником сливающейся охлаждающей жидкости, другой — содержит очищенную жидкость, которая подается электронасосом к резцам. От проникновения стружки резервуар защищен сеткой. Щитки 4, 5 предохраняют от разбрызгивания охлаждающей жидкости. На подошве корыта имеются литые пазы для фундаментных болтов.

К корыту крепятся плита главного электродвигателя и электронасос.

Передняя бабка

Передняя бабка токарного многорезцового станка 1730

Передняя бабка токарного многорезцового станка 1730

Передняя бабка токарного многорезцового станка 1730. Смотреть в увеличенном масштабе



Передняя бабка (фиг. 4) крепится болтами к левой части станины и фиксируется на ней коническими штифтами.

Шесть клиновых ремней передают движение от электродвигателя на шкив 1, смонтированный на заднем конце главного вала 2 передней бабки. Главный вал проходит поперек передней бабки и вращается в двух конических роликоподшипниках, регулируемых гайкой 3. На переднем конце вала имеются шлицы, на которые надевается сменная шестерня А (размеры шлицев показаны на фиг. 4). Сменная шестерня Б надевается на вал конической шестерни 4 (представляющий собой одно целое с конической шестерней), сцепленной с другой конической шестерней 5, сидящей на шпинделе.

Вал конической шестерни 4 вращается в двух конических роликоподшипниках, помещенных в стакане 6 и регулируемых гайкой 7. Стакан может передвигаться вдоль оси в корпусе передней бабки, что позволяет регулировать положение конических шестерен 4 и 5 для достижения их правильного зацепления. Стакан закрепляется зажимными и контрящими винтами. Положение конической шестерни 5 на шпинделе регулируется гайками 8 и 9, которые закрепляются винтами 10. Зубья шпиндельной конической пары спиральные. Материал шестерни 4 — сталь 12ХНЗ, твердость — 58—62Rc; материал шестерни 5 — сталь 40Х, твердость — 55—58Rc. Обе шестерни термически обработаны. Стальной пустотелый шпиндель 11 передней бабки вращается в двух подтягивающихся конусных подшипниках, залитых бронзой. Передняя шейка шпинделя — конусная, а на заднюю, цилиндрическую надета на шпонках коническая втулка 12. Осевая нагрузка на шпиндель воспринимается упорным шарикоподшипником, помещенным у переднего конца шпинделя. Подшипники затягиваются гайкой 13, помещенной на заднем конце шпинделя.

Для получения необходимого зазора между шпинделем и втулками опор служат промежуточные компенсирующие шайбы 14 и 15.

Для торможения шпинделя при останове станка на задней стенке передней бабки установлен ленточный электротормоз. Тормозной шкив 16 закреплен на главном валу передней бабки (рядом с приемным шкивом). Диск тормозного шкива охватывается стальной тормозной лентой с приклепанной к ней полосой ферадо. Лента одним концом закреплена на пальце 17, другим — на тяге 18, связанной при помощи шарнира с рычагом 19. Рычаг может поворачиваться вокруг своей опоры — пальца 17. Плечо рычага шарнирно соединено посредством серьги 20 с сердечником электромагнита. Около электромагнита, ближе к опоре, в рычаг упирается спиральная пружина 21, стремящаяся поднять плечо рычага и прижать ленту к тормозному шкиву. Натяг ленты регулируется таким образом, чтобы рычаг мог поднять сердечник электромагнита на 25—30 мм. При пуске станка сердечник электромагнита втягивается вниз, сжимая пружину, лента освобождается и провисает на тормозном шкиве. После останова станка электромагнит отключается, пружина 21, ничем не сдерживаемая, мгновенно разжимается. Рычаг поднимается, увлекая за собой тягу с лентой, которая, туго охватывая тормозной шкив, тормозит вращение шпинделя.

Сменные шестерни передней бабки заключены в съемный футляр, к которому прикреплена таблица сменных шестерен, необходимых для соответствующих чисел оборотов шпинделя.

Коробка сменных шестерен

Коробка сменных шестерен (фиг. 5) расположена на левом торце станка. Она центрируется фланцем 1 в корпусе коробки подач и крепится болтами к корпусу передней бабки.

Шестерни коробки получают движение от шестерни 2, расположенной на заднем конце шпинделя передней бабки. Ряд цилиндрических шестерен 3, 4, 5 и 6 дает необходимую редукцию движения. Все валы коробки сменных шестерен вращаются в шарикоподшипниках. Концы двух нижних валов, выступающие из коробки, имеют шлицы, на которые, надеваются сменные шестерни В—Г. Размеры шлицев показаны на фиг. 5. Сменные шестерни коробки заключены в съемный футляр, к которому прикреплена таблица сменных шестерен, необходимых для соответствующих продольных подач переднего суппорта. Из коробки сменных шестерен в коробку подач проходит вал 7, на конце которого находится предохранительная муфта 8. При перегрузке механизма подач во время резания или аварийного останова суппортов предохранительная муфта будет прощелкивать. По устранении ненормальностей муфта автоматически включается. Пружина 9 предохранительной муфты регулируется гайкой 10.




Коробка подач и автоматики

Коробка подач и автоматики (фиг. 6) укреплена в левой части станины на ее передней вертикальной стенке. В коробке подач сосредоточены, кроме механизма подач, механизм быстрых ходов; механизм автоматического цикла станка; вал-шестерня, передающий движение заднему суппорту, и рукоятка управления. Быстроходные валы коробки подач вращаются в шариковых и конических роликовых подшипниках. Быстроходные шестерни изготовлены из хромистой стали и термически обработаны.

Движение от вала коробки сменных шестерен передается валу 1, на котором находится кулачковая муфта 2 рабочей подачи (включается рукояткой управления). Переключаемая часть кулачковой муфты выполнена за одно целое с шестерней 3, связанной с шестерней 4. На втулке шестерни 4 закреплена наружная обойма 5 двусторонней обгонной муфты. При рабочей подаче шестерня 4 медленно вращает по часовой стрелке наружную обойму муфты (фиг. 6, сечение по АА), увлекающую за собой ролики 7, подталкиваемые пружинами 6. Ролики заклиниваются между наружной обоймой 5 и звездочкой 8, жестко закрепленной на валу 9, и приводят в движение вал 12 через «цилиндрические шестерни 10 и 11. От вала 12 через уравнительную муфту Ольдгема 13 движение передается ходовому винту 14. Муфта Ольдгема представляет собою сухарь с двумя пазами на торцах; паз на одном торце перпендикулярен пазу на другом. В пазы сухаря входят выступы вала 12 и ходового винта 14. Опорой винта в коробке подач служит плавающий фланец 15, а в переднем суппорте — гайка. Муфта Ольдгема и плавающий фланец компенсируют несовпадение осей вала 12 и гайки переднего суппорта, что исключает необходимость точной пригонки осей при сборке.

Для осуществления быстрых ходов суппортов к левой стенке коробки подач привернут фланцевый электродвигатель, закрывающийся легко снимаемым кожухом. Благодаря наличию обгонной муфты фланцевый электродвигатель включается параллельно рабочей подаче. Во время быстрых ходов суппортов быстрое вращение шестерни 16, сидящей на валу фланцевого двигателя, передается шестерне 17, втулка которой своими торцевыми выступами входит между роликами и выступами звездочки обгонной муфты (фиг. 6, сечение по АА).

При прямом быстром ходе в направлении рабочей подачи торцевые выступы шестерни 17 ударяют по выступам звездочки 8, увлекая ее за собою. Ролики 7, заклиненные между медленно вращающейся наружной обоймой 5 (привод рабочей подачи) и быстро вращающейся звездочкой 8 (привод быстрых ходов), расклиниваются. Таким образом, ходовой винт отключается от цепи подач и получает через звездочку 8 быстрое вращение от фланцевого электродвигателя.

При обратном быстром ходе в направлении, противоположном рабочей подаче, торцевые выступы шестерни 17 ударяют по заклиненным роликам 7 и, прижав их к выступам звездочки 8, увлекают ее за собою. Ролики расклиниваются, ходовой винт отключается от цепи подач и получает быстрое вращение через звездочку 8 от фланцевого электродвигателя в обратном направлении.

При рабочей подаче, когда фланцевый электродвигатель выключен, торцевые выступы шестерни 17, находящиеся между роликами 7 и выступами звездочки 8, медленно вращают с ними шестерни 17, 16 и ротор электродвигателя.

Вал-шестерня 18, передающий движение заднему суппорту, вращается от поступательного перемещения рейки 19 переднего су-порта. Правый конец вала 18 связан соединительной муфтой 20 с валом, проходящим поперек станины в коробку передачи к заднему суппорту. На левом конце вала 18 находится шестерня 21, передающая движение рейке автоматики.

Механизм автоматического цикла станка расположен спереди коробки подач в легко доступном отделении, которое изолировано от механизма подач стенкой и закрыто крышкой на петлях. Механизм состоит из рейки автоматики с укрепленными на ней кулачками управления циклом работы станка, люльки автоматики с рукояткой управления, трех конечных выключателей и рычагов, связывающих перечисленные детали. Корпус люльки автоматики 22 закреплен на поперечном валике 23, на противоположном конце которого находится вилка 24, управляющая кулачковой муфтой 2 рабочей подачи. Внутри люльки находится фиксатор 25, который при включении станка рукояткой управления входит в гнездо 26, удерживая люльку в верхнем положении во время работы. Рукоятка управления 27, укрепленная на правом конце люльки автоматики, выведена наружу через щель в корпусе коробки подач.

Передний суппорт

Передний суппорт (фиг. 7) состоит из каретки 1, собственно суппорта 2 и кронштейна 3 с копирной линейкой 4. Каретка перемещается вдоль станины. Движение передается к ней от ходового винта коробки подач 5 через гайку 6. Горизонтальной направляющей для каретки служит закаленная стальная планка прямоугольной формы, привернутая к верхней плоскости станины, вертикальной — выступ станины, выполненный в форме ласточкина хвоста. Регулирование зазора между направляющими станины и каретки (для свободного перемещения каретки) производится подтягиванием клиньев 7 и 8.

Ручное перемещение каретки осуществляется маховичком 9 через пару конических шестерен 10 и 11, вращающих гильзу 12 вместе с прикрепленной к ней гайкой 6. Вращаясь вокруг неподвижного винта, гайка увлекает за собой каретку. Во время перемещения каретки от ходового винта маховичок, конические шестерни и гильза с гайкой остаются неподвижными благодаря автоматическому тормозу (фиг. 7, сечение по ВВ).

Автоматический тормоз состоит из звездочки 13, закрепленной на конической шестерне 10, наружной обоймы 14, туго сидящей в корпусе неподвижного фланца 15, четырех роликов 16 и втулки 17, закрепленной на оси маховичка, два торцевых выступа этой втулки входят в вырезы звездочки между роликами. При рабочей подаче сила трения, возникающая между ходовым винтом и гайкой, стремится повернуть последнюю; усилие передается через конические шестерни 11 и 10 звездочке 13. Звездочка 13 поворачивается, два из роликов 16 (в зависимости от направления поворота), подталкиваемые пружинами 18, заклиниваются между нею и наружной обоймой 14, предотвращая тем самым поворот гайки. При ручном перемещении каретки от маховичка торцевые выступы втулки ударяют по заклиненным роликам 16, прижимают их к выступам звездочки 13, вращая ее, конические шестерни и гайку. К каретке жестко прикреплена одним концом рейка 19, другой конец которой входит в коробку подач. При перемещении каретки рейка поворачивает вал-шестерню, передающий движение заднему суппорту. Суппорт 2 перемещается поперек станины по направляющим каретки, выполненным в форме ласточкина хвоста. Регулирование зазора между направляющими каретки и суппорта (для свободного перемещения суппорта) производится подтягиванием клина.

Суппорт обеспечивает врезание установленных на нем резцов в начале рабочего хода и отвод («отскок») их от обрабатываемой поверхности в конце рабочего хода. Врезание осуществляется от копирной линейки 4 на глубину 10 мм, отвод осуществляется двумя линейками 20, 21 на 1 мм. На смежных сторонах линеек 20 и 21 имеются выступы и впадины. Линейка 21 закреплена в суппорте штифтом, линейка 20 смещается относительно нее упорами 22, установленными на копирной линейке. Отвод резцов происходит в момент попадания выступа подвижной линейки во впадину неподвижной. Ролик 23 суппорта все время прижимается к копирной линейке под действием спиральной пружины 24, регулируемой винтом 25.

Ручное передвижение суппорта для подвода резцов к изделию при наладке станка осуществляется маховичком 26, винтом 27 и гайкой 28. Для точного подвода резцов маховичок имеет лимб 29 с ценою деления 0,05 мм. Винт 30 служит запором, обеспечивающим неподвижность суппорта относительно винта 27.

Для установки и крепления резцедержавок на верхней плоскости суппорта имеются два Т-образных паза, а также калиброванный направляющий паз между ними.

Коробка передачи к заднему суппорту

Коробка передачи движения к заднему суппорту укреплена на задней вертикальной стенке станины против коробки подач и служит для передачи движения от поперечного вала-шестерни 18 (фиг. 6) на продольный вал 4 (фиг. 8) к заднему суппорту. Механизм коробки состоит из двух конических шестерен, оси которых пересекаются под углом в 90°. Каждая шестерня вращается в двух конических роликоподшипниках, помещенных в стакане и регулируемых гайкой на втулке шестерни. Стаканы могут передвигаться вдоль осей в корпусе коробки, что позволяет регулировать положение конических шестерен для достижения их правильного зацепления. Шестерни закреплены на шлицевых валах.

Задний суппорт

Задний суппорт (фиг. 8) состоит из коробки 1, в которой заключен механизм его привода, промежуточной плиты 2 и собственно суппорта 3. Коробка 1 привернута к задней стенке станины. Движение от продольного вала 4, закрепленного в коробке передачи к заднему суппорту, передается к соединенной с ним конической шестерне 5. Вал 4 — шлицевый и проходит сквозь коробку заднего суппорта. Расположение вала вдоль станины позволяет передвигать в случае необходимости задний суппорт ближе к шпинделю или дальше от него, для этого в соответствующих местах станины сверлятся крепежные отверстия. Шестерня 5 сцеплена с шестерней 6. Каждая из них вращается в двух конических роликоподшипниках, помещенных в стаканах 7.

Стаканы могут передвигаться в корпусе коробки, что позволяет регулировать положение конических шестерен для достижения их правильного зацепления. Подшипники регулируются гайками 8. Коническая шестерня-вал 6 имеет на конце шлицы, на которые надевается сменная шестерня Д. Размер шлицев показан на фиг. 8. Сменная шестерня Е надета на шлицы вала 9, который вращается в конических роликовых подшипниках, регулируемых подтягиванием плавающего фланца 10 зажимными и контрящими винтами.

На валу 9 закреплен на шпонках барабан 11, выполненный в виде винта с крупным шагом. В винтовой паз барабана входит ролик 12. Ролик, перекатываясь по спирали барабана вокруг оси 13, закрепленной в ползуне 14, увлекает за собой суппорт. Промежуточная плита 2 крепится к верхней плоскости станины и к коробке 1. Посередине плиты имеется окно, в котором передвигается ползун 14. В это окно выходит помещенный в плите буфер 15, находящийся под действием пружины 16. Ползун упирается в буфер в конце хода, когда ролик выходит на прямой участок спирального паза барабана. Наружные плоскости плиты 2 являются направляющими для суппорта 3, который дополнительно удерживается планками 17 и 18.

Регулирование зазора между направляющими плиты и суппорта (для свободного перемещения суппорта) производится подтягиванием клина 19. Суппорт 3 связан в своем движении с движением каретки переднего суппорта и перемещается лишь в поперечном направлении. Ручное перемещение суппорта для подвода резцов к изделию при наладке станка осуществляется маховичком 20, винтом 21 и гайкой 22. Для точного подвода резцов маховичок имеет лимб 23 с ценою делений 0,05 мм. Два винта 24 служат запором, обеспечивающим неподвижность суппорта относительно винта 21. Для установки и крепления резцедержавок суппорт имеет на верхней плоскости два Т-образных паза, а также калиброванный направляющий паз между ними.

Сменные шестерни заднего суппорта заключены в съемный футляр, к которому прикреплена таблица сменных шестерен, необходимых для соответствующих поперечных подач заднего суппорта.

Задняя бабка

Задняя бабка массивной конструкции (фиг. 9) крепится на верхней плоскости станины и может переставляться вдоль нее при наладке станка.

В корпусе задней бабки 1 помещена выдвижная пиноль 2. В головной части пиноли в двух конических роликоподшипниках и шарикоподшипнике вращается пустотелый шпиндель 3. Осевое давление на шпиндель воспринимается упорным шарикоподшипником. Конус шпинделя — Морзе № 4. Пиноль выдвигается маховичком 4 через винт 5 и гайку 6. Во время работы пиноль зажимается в определенном положении эксцентриковой рукояткой 7, стягивающей разрезную часть корпуса.

Задняя бабка крепится к станине пятью болтами; два из них — 8 входят непосредственно в Т-образный паз станины, а три — 9 притягивают планку 10 к нижней внутренней плоскости станины. В поперечном направлении бабка устанавливается при помощи двух болтов 11, притягивающих планку 12 к внутренней вертикальной плоскости станины. При закреплении бабки следует сначала затянуть болты 11, притягивающие ее к вертикальной стенке станины, а затем затянуть болты 8 и 9, притягивающие бабку к станине сверху.

Моторная установка

Электродвигатель крепится к качающейся плите 1 (фиг. 11). Ось качания плиты помещена в кронштейне 2, прикрепленном к корыту сзади станка. Опусканием плиты при помощи гайки болта 3 обеспечивается необходимый натяг ремней. При замене износившихся ремней необходимо их тщательно подбирать, длина их должна быть одинаковой.





Настройка цикла и взаимодействие элементов автоматики

Рабочий цикл станка 1730

Быстрый подвод переднего и заднего суппортов, осуществляемый при помощи рукоятки управления, автоматически переключается на рабочую подачу, затем на быстрый отвод суппортов в исходное положение и заканчивается автоматическим остановом станка.

Настройка цикла

  1. Суппорты фиксируются в исходном положении кулачков 1 (фиг. 12), нажимающим через рычаг 9 с винтом на шток конечного выключателя КВ-3
  2. Предел быстрого подвода суппортов устанавливается кулачком 2 в момент отхода винта 4 от штока конечного выключателя КВ-1
  3. Предел рабочей подачи устанавливается кулачком 3 в момент расцепления падающей люлькой кулачковой муфты коробки подач.

Взаимодействие элементов автоматики

До работы станка люлька автоматики находится в положении Б, передний суппорт — в крайнем правом положении, задний суппорт отведен, кулачок 1 нажат на шток конечного выключателя КВ-3. Для включения станка поднимают рукоятку управления, которая поднимет люльку автоматики в положение А, винт 4 нажмет при этом на шток конечного выключателя КВ-1. Благодаря этому включится главный двигатель, двигатель быстрых ходов, кулачковая муфта коробки подач, электронасос и электромагнит тормоза (растормаживание). Произойдет быстрый подвод суппортов, и опустится вниз рейка автоматики с закрепленными на ней кулачками 1, 2, 3. При опускании рейки кулачок 1 отойдет от КВ-3, кулачок 2 быстро подойдет к ролику 7 и, нажимая на него, повернет рычаг 8 с винтом 4. Нажим винта 4 на шток выключателя КВ-1 прекратится, электроцепь разорвется, что выключит двигатель быстрых ходов.

Быстрый подвод суппортов прекратится и автоматически переключится на рабочую подачу. В конце рабочей подачи рейка автоматики, продолжая опускаться, подведет кулачок 3 к ролику 7 и дополнительно повернет рычаг 8. Фиксатор, удерживающий люльку в положении А, выйдет из гнезда, люлька повернется вокруг своей оси 1, расцепит кулачковую муфту в коробке подачи, и рабочая подача прекратится. При дальнейшем повороте люльки кулачок 5 поднимется, нажмет через промежуточный штырь 6 на шток выключателя КВ-2, последний включит двигатель быстрых ходов на реверс, и произойдет отвод суппортов в исходное положение; рейка автоматики при этом движется вверх.

По окончании отвода суппортов кулачок 1 нажмет через рычаг 9 на шток выключателя КВ-3, который выключит главный двигатель, двигатель быстрых ходов, электронасос и электромагнит. Электромагнит освободит пружину ленточного тормоза, и работа станка прекратится. На этом цикл работы заканчивается.

Останов суппортов во время рабочей подачи, а также во время быстрого их подвода или отвода осуществляется поворотом рукоятки управления на себя (от станка). Для продолжения прерванного цикла после останова рукоятку управления быстро поднимают вверх. Если после перерыва цикла надо быстро отвести суппорты в исходное положение, рукоятку управления медленно поворачивают от себя, не поднимая ее вверх. В конце поворота люлька упадет, выключит рабочую подачу, а кулачок 5, воздействуя на выключатель КВ-2, включит двигатель быстрых ходов на реверс.

Электропульт станка имеет 3 кнопки. Кнопкой «пуск» можно пользоваться в том случае, если станок во время цикла был остановлен кнопкой «стоп» или он остановился из-за прекращения подачи электроэнергии из цеховой сети.

Кнопка «стоп» — аварийная, ею выключают всю электроаппаратуру и прекращают работу станка в случае необходимости.

Нормальный пуск станка производится лишь при помощи рукоятки управления.





Наладка станка 1730

До наладки станка необходимо внимательно ознакомиться по настоящему руководству с кинематической схемой, конструкцией и работой узлов станка, а также с назначением рукояток, кнопок и маховичков управления. Это позволит избежать непроизводительной затраты времени при настройке станка, а также его поломки и аварии. Наладка станка производится в следующем порядке:

  1. Устанавливают необходимое число оборотов шпинделя подбором соответствующих сменных шестерен А—Б передней бабки по таблице, прикрепленной к их футляру.
  2. Устанавливают требуемые продольные подачи переднего суппорта подбором соответствующих сменных шестерен В—Г коробки сменных шестерен по таблице, прикрепленной к их футляру.
  3. При настройке суппортов в центра ставят для удобства образец обрабатываемого изделия, по которому устанавливают и закрепляют в необходимом положении заднюю бабку.
  4. Устанавливают хода переднего суппорта, для чего отводят его в исходное (правое) положение, затем подводят кулачок 1 и нажимают им через рычаг 9 (фиг. 12) на конечный выключатель КВ-3, кулачок 1 закрепляют. Это положение переднего суппорта соответствует окончанию его быстрого отвода, т.-е. началу цикла работы станка. После этого устанавливают место окончания быстрого подвода переднего суппорта. Маховичком 9 каретки (фиг. 7) перемещают ее влево, следя по резцам, где нужно закончить их быстрый подвод. При черновом обтачивании изделия, которое может «бить», рекомендуется быстрый подвод суппорта закончить не доходя резцами до изделия на 5 мм, при чистовом обтачивании изделия резцы могут не доходить до изделия на 1,5—2 мм. Поставив суппорт в положение, соответствующее окончанию быстрого подвода, подводят кулачок 2 к ролику 7 и нажимают кулачком на ролик, пока винт 4 рычага 8 не соскочит со штока конечного выключателя КВ-1. Этим устанавливают положение переднего суппорта, при котором он автоматически переключается на медленную рабочую подачу. Кулачок 2 закрепляют. Тем же маховичком 9 передвигают суппорт дальше влево до положения, соответствующего окончанию рабочей подачи, т.-е. конца обтачивания.
  5. Подводят кулачок 3 к ролику 7 и нажимают кулачком на ролик, пока рычаг 8, дополнительно повернувшись, вытащит из гнезда фиксатор, удерживающий люльку. Люлька упадет, и прекратится рабочая подача. Кулачок 3 закрепляют в положении, при котором он роняет люльку. Этим заканчивается настройка ходов переднего суппорта.
  6. Устанавливают хода заднего суппорта, для чего подводят его в положение, соответствующее окончанию рабочей подачи; передний суппорт остается в положении, соответствующем окончанию обтачивания. Квадратом 25 (фиг. 8) вращают барабан вправо, чем подводят задний суппорт к изделию. В конце подвода барабан будет продолжать вращаться, а суппорт перестанет передвигаться, так как ролик выкатился на прямой участок винтового паза барабана. Прямым участком необходимо пользоваться при подрезании или обтачивании изделия, требующего большой точности обработки (до 0,05 мм). Барабан продолжают вращать, пока ролик не упрется в конец его винтового паза, после чего отводят барабан поворотом в обратную сторону (влево) приблизительно на 30°. Установив, таким образом, задний суппорт в положение, соответствующее концу его хода, подбирают сменные шестерни Д—Е по таблице, прикрепленной к их футляру.

Этим заканчивается настройка ходов заднего суппорта. Закончив настройку переднего и заднего суппортов, повторяют вручную цикл работы, внимательно наблюдая и проверяя на слух переключения механизма автоматики и положение резцов переднего и заднего суппортов по отношению к обрабатываемому изделию в моменты переключений.

На фиг. 18 показаны шпиндель и суппорты с размерами, необходимыми для наладки.





Типовые схемы обработки заготовки на многорезцовом токарном полуавтомате 1730

Типовые схемы обработки заготовки на многорезцовом токарном полуавтомате 1730

Типовые схемы обработки заготовки на токарном полуавтомате 1730

  • а — резцы в конечных положениях
  • б — установка резцов и зоны их врезания
  • в, г — схемы обработки одной заготовки за две последовательные операции
  • 1—4 — резцы

Стрелками указаны направления движения суппортов, пунктирными линиями - участки движения на быстрых ходах

Типовые схемы обработки на многорезцовых токарных полуавтоматах 1730, 1А720, 1708е и 1Н713 приведены на рис. 2.8. На рис. 2.8, а показаны резцы в конечных положениях, а на рис. 2.8, б — их установка и зоны врезания. Длина рабочего хода равна lз, т. е. длине наибольшего участка заготовки, обрабатываемого одним резцом 3. Резец 1 устанавливают от резца 2 вдоль оси заготовки на таком расстоянии, чтобы обеспечить прохождение с некоторым избытком обрабатываемого им участка (l1+a). Это осуществимо, так как протачивание ведется за один рабочий ход без образования общего продольного размера изделия с целью гарантирования съема металла и в том случае, когда припуск на торце ступени больше предусматриваемого.

При двух последовательных операциях обработки трехвенцового шестеренного блока на многорезцовом токарном полуавтомате (рис. 2.8, в, г) базой является шестишлицевое отверстие. Характерная особенность обработки — применение стандартных фасочных резцов вместо фасонных и раздельная (в разных операциях) обработка канавок и фасок.


Схема наладки токарного многорезцового станка полуавтомата 1730 для обработки ступенчатого валика

1730 Схема наладки токарного многорезцового станка полуавтомата 1730

Схема наладки токарного многорезцового станка полуавтомата 1730

  1. Резец фасонный
  2. Резец прорезной
  3. Резец фасонный
  4. Резец проходной упорный
  5. Резец проходной упорный
  6. Резец проходной






Технические характеристики станка 1730

Наименование параметра 1730 1А730 1Н713
Основные параметры станка
Год начала серийного выпуска 1947 1960 1972
Точность по ГОСТ 8-82 Н Н Н
Наибольший диаметр обрабатываемого изделия над станиной, мм 410 410 400
Наибольший диаметр обрабатываемого изделия над суппортом, мм 300 320 250
Наибольшая длина обрабатываемого изделия, мм 500 500 500
Наибольшая длина обработки двумя резцами, мм 200..500
Наибольший вес изделия обрабатываемого в центрах, кг 180
Высота центров над станиной, мм 200
Высота центров над продольным суппортом, мм 55
Высота центров над поперечным суппортом, мм 60
Высота сечения устанавливаемых резцов, мм 25..32
Шпиндель
Диаметр отверстия в шпинделе, мм 52 60
Количество рабочих скоростей шпинделя 12 14
Пределы чисел оборотов прямого вращения шпинделя, об/мин 40..500 56..710 50..1000
Наибольший крутящий момент на шпинделе не менее, кНм (кгс*м) (310)
Конус в шпинделе Морзе 5 М80
Конец шпинделя по ГОСТ 12595-72
Передний суппорт
Наибольшее продольное рабочее перемещение переднего суппорта, мм 250 385
Наибольшее поперечное установочное перемещение переднего суппорта, мм 325 90
Наибольшее поперечное рабочее перемещение переднего суппорта, мм 135 30
Глубина врезания резцов переднего суппорта, мм 10
Цена деления лимба, мм 0,025
Количество подач продольного суппорта 13
Диапазон скоростей продольных подач револьверного суппорта, мм/мин 25..400
Допустимое тяговое усилие на ходовом винте, кгс 1200
Скорость быстрых перемещений продольного суппорта, мм/мин 3500
Количество проходов в цикле
Количество сменяемых копиров
Поперечный суппорт
Количество подач поперечного суппорта 12
Наибольшее поперечное установочное перемещение суппорта, мм 200
Наибольшее поперечное рабочее перемещение суппорта, мм 200
Наибольшее продольное установочное перемещение суппорта, мм 325
Цена деления лимба, мм 0,05
Диапазон скоростей продольных подач револьверного суппорта, мм/мин 25..315
Скорость быстрых перемещений поперечного суппорта, мм/мин 2250
Допустимое тяговое усилие на ходовом винте, кгс 1200
Задняя бабка
Конус пиноли Морзе 5
Наибольшее перемещение пиноли, мм 160
Электрооборудование станка
Привод главного движения
Количество электродвигателей на станке, кВт
Электродвигатель главного привода, кВт 13 17
Электродвигатель привода быстрых и рабочих подач продольного суппорта, кВт 1,5
Электродвигатель привода быстрых и рабочих подач поперечного суппорта, кВт 1,5
Электродвигатель привода насоса циркуляционной смазки, кВт
Электродвигатель гидростанции, кВт
Электродвигатель насоса охлаждения, кВт 0,15
Электродвигатель транспортера стружки, кВт
Суммарная мощность электродвигателей на станке, кВт
Габариты и масса станка
Габаритные размеры станка (длина, ширина, высота), мм 2625 х 1825 х 1360 2435 х 1250 х 1985
Масса станка , кг 3740 4700

    Список литературы:

  1. Токарный многорезцовый полуавтомат 1730. Руководство по уходу и обслуживанию, 1947

  2. Батов В.П. Токарные автоматы и полуавтоматы, 1982
  3. Богуславский Б.Л. Токарные полуавтоматы, автоматы и автоматические линии, 1961
  4. Волкевич Л.И., Кузнецов М.М., Усов Б.А. Автоматы и автоматические линии, 1976
  5. Зазерский Е.И., Митрофанов Н.Г., Сахновский А.Г. Справочник молодого наладчика токарных автоматов и полуавтоматов, 1987
  6. Итин А.М., Родичев Ю.Я. Наладка и эксплуатация токарных многошпиндельных полуавтоматов, 1977
  7. Камышный Н.И., Стародубов В.С. Конструкция и наладка токарных автоматов и полуавтоматов, 1975
  8. Лисовой А.И. Устройство, наладка и эксплуатация металлообрабатывающих станков и автоматических линий, 1971
  9. Пожитков А.Я., Сафро И.Д. Наладка одношпиндельных токарных автоматов. Справочное пособие,1978
  10. Проников А.С. Металлорежущие станки и автоматы,1981
  11. Схиртладзе А.Г, Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 2002, стр.162.
  12. Фещенко В.Н. Обработка на токарно-револьверных станках, 1989
  13. Фомин С.Ф. Устройство и наладка токарно-револьверных станков, 1976





Связанные ссылки. Дополнительная информация