В 1757 году граф П. И. Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода.
в 1758 году началось его строительство по указу государственной Берг-коллегии. Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено 21 сентября (2 октября) 1759.
В 1763 году, после смерти Шувалова (1762 год), Воткинский и Ижевский заводы отошли в казну в покрытие семейных долгов Шуваловых, и с тех пор являются государственными предприятиями.
Причиной для постройки завода послужило истощение лесов возле существовавших тогда (середина XVIII века) горных предприятий Урала. Завоз дров издали приводил к удорожанию производства железа. Выходом из этой ситуации было перемещение обработки руды в местности с ещё не вырубленными лесами. Кроме Воткинского железоделательного завода, как пример реализации такой стратегии, можно привести также расположенный неподалёку Ижевский железоделательный завод, построенный в 1760 — 1763 годах. Место для Воткинского и Ижевского железоделательных заводов было выбрано по сочетанию близости к крупной водной артерии (река Кама, протекающая в 15 — 20 километрах от нынешнего города Воткинска), наличия лесов, бывших в то время главным топливом для промышленности, и близости к горнодобывающим предприятиям.
1779 — Указ Екатерины II о введении на заводе производства якорей для кораблей военно-морского флота. Начато строительство большой якорной фабрики.
1782 — Выпущены первые якоря адмиралтейского типа. Якорное производство просуществовало на заводе 140 лет.
С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода был горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора Петра Ильича Чайковского.
В 1840-х годах при начальнике Илье Петровиче Чайковском предприятие меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительное.
В 1847 году начато производство пароходов, а в 1868 — паровозов. Уникальность этих начинаний в том, что завод находился на берегах небольшой мелкой речки, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья. На территории предприятия возвели специальную плотину для создания небольшого накопительного пруда. Весной вода заполняла этот пруд и затопляла территорию судоверфи. Построенные суда всплывали. Тогда открывали ворота на плотине накопительного пруда, и пароходы с большой водой по реке Вотка уходили в реку Сива, а уже по ней в Каму. Всего заводом было построено около 400 судов различных типов. Точно так же, по большой воде, отправляли с предприятия паровозы. Сначала их грузили на специальную баржу, далее по рекам Вотка, Сива, Кама они плыли до ближайшей железнодорожной станции. Так продолжалось до 1916 года, когда Воткинский завод соединился с железнодорожной сетью страны. Всего на предприятии построили 631 паровоз широкой колеи разных серий.
В течение XVIII — XX веков на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, мМоскваие и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование.
9 сентября 1925 года завод заново открылся как производитель сельскохозяйственного оборудования.
С 1930 по 1937 годы завод был в ведении Всесоюзного объединения тяжелой промышленности и начал выпуск высокопроизводительных паровых экскаваторов и золотодобывающих драг. За 7 лет производства была выпущена и отправлена на стройки страны 271 машина.
С 1 января 1938 года, с передачей Наркомату оборонной промышленности, завод стал артиллерийским.
11 марта 1938 года переименован в Завод № 235. За счёт сворачивания гражданской продукции на освободившихся площадях развернули производство 152-мм гаубицы М10 обр. 1938 г.. С началом в 1941 году Великой Отечественной войны выпуск гаубиц прекратили и освоили производство 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года 53-К, а в 1943 году было освоено производство 76,2-мм дивизионных пушек образца 1942 года (ЗИС-3). Одновременно выпуск 45-мм противотанковых пушек был свёрнут.
1956 год. Начато производство вертикально-фрезерных станков 6Н13П по документации, разработанной Горьковским заводом фрезерных станков (ГЗФС).
В 1957 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предприятие было перепрофилировано на выпуск баллистических ракет.
1959 год. Начат выпуск фрезерных станков с системами числового программного управления модели 6Р13Ф3, 6Р13РФ3.
1983 год. Начато серийное производство станков типа "обрабатывающий центр" ВМ500ПМФ4, а в 1985 году ВМ-501ПМФ4.
1992 — В феврале Воткинский машиностроительный завод преобразован в ГПО «Воткинский завод».
1998 — В июле Воткинский завод вошёл в состав Российского космического агентства.
1999 год. Освоено производство новой модели широкоуниверсального фрезерного станка с ЧПУ ВМ133.
1 июня 2010 году, в рамках программы по созданию ОАО Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ), ФГУП «Воткинский завод» был преобразован в ОАО «Воткинский завод» и 25 марта 2011 года вошёл в состав корпорации «МИТ».
В начале 2000-х производство станков на заводе было свернуто.
Краткая справка
С 1993 года сбытом станков Воткинского завода занимался Торговый дом "Воткинский завод http://stankitopol.ru/.
После прекращения производства станков на Воткинском заводе "Торговый дом "Воткинский завод" перешел на торговлю китайскими станками.
В настоящее время производством запасных частей и ремонтом станков Воткинского завода занимается множество станкоремонтных предприятий; одно из них:
ООО «Воткинский станкозавод» (ООО «ВСЗ») - Специализированное предприятие по изготовлению и капитальному ремонту станков ВМ127 и ВМ130, а так же другого оборудования для металлообработки.
Краткая справка
Воткинский Завод г. Воткинск, ул. Кирова, д. 2
Полезные ссылки по теме