Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе



Основание завода

Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе был основан в начале 1930-х годов.


Дом для иностранных рабочих

В июле 1930 года у Окружной железной дороги между Калужской и Шаболовской улицами, в переплетении Донских переулков и тупиков, московские власти выделили участок в 22 гектара для будущего станкостроительного завода.

Корпус завода был еще не достроен, когда монтажники летом 1931 года начали устанавливать станки. Завод укомплектовывался почти исключительно импортной техникой: американской, английской, швейцарской, но в основном немецкой. Некоторые из станков были новинками даже для изготовителей и еще не использовались широко на заводах Европы.

Естественно, что фирмы обязывались поставлять и станки, и специалистов. Поэтому еще в период монтажа оборудования при Станкострое возникла иностранная колония, состоявшая из инженеров, техников, наладчиков, приехавших по соглашениям с фирмами-поставщиками.

Договоры с ними предусматривали валютную оплату, обеспечение достаточно комфортабельным жильем.

Два соединенных вместе четырехэтажных кирпичных дома по адресу 5-й Донской проезд, 21 (ныне – улица Орджоникидзе, 5, стр. 3) строились одновременно с заводом для представителей фирм-поставщиков оборудования.

«Дом Ино» – дом иностранных рабочих – был со всеми удобствами. Его жители уже в 1932 году могли пользоваться ванной, горячей и холодной водой, газом, канализацией.


В 1932 году Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе - один из первенцев станкостроения СССР, вступил в строй. Завод за первые 10 лет своего существования освоил производство 48 типоразмеров станков.

В 1939 году за успехи в создании новых типов станков и широкое развитие стахановского движения коллектив станкозавода награждается орденом Трудового Красного Знамени.

Первые станки, выпущенные заводом

Первый токарно-револьверный станок

Первый токарно-револьверный станок


Первый четырехшпиндельный прутковый автомат модели 123

Первый четырехшпиндельный прутковый автомат модели 123


Токарный многорезцовый полуавтомат модели 116

Токарный многорезцовый полуавтомат модели 116


В октябре 1941 года станкостроительный завод был эвакуирован на Урал, оставшаяся часть работников выпускала продукцию для фронта. Среди заводчан, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт, четверо стали Героями Советского Союза.

В середине октября по решению Государственного Комитета обороны завод эвакуировали на Урал.

Для того чтобы погрузить оборудование, потребовалось 18 эшелонов из 580 товарных вагонов. Еще в 81 вагоне ехали рабочие с семьями. Директору приказали остаться. Не прошло и полмесяца, как он получил новое задание: освоить на заводе выпуск стрелкового оружия. В опустевших цехах, где насчитывалось по два десятка человек, это казалось делом невероятным. Но уже к концу месяца число рабочих, в основном женщин и подростков, увеличилось до 500. Еще немного времени спустя они начали выпускать хорошо известные в ту пору ППШ — пистолеты-пулеметы системы Шпагина. Затем подключились к производству узлов к танкам Т-60.

5 декабря наши войска наконец-то перешли в наступление. За четыре месяца они отбросили немцев за 100-250 километров от столицы. Оружие с маркой станкостроительного завода имени Орджоникидзе никогда не подводило красноармейцев, било точно в цель. Как Феникс из пепла, возрождался и сам завод. «Мы стали восстанавливать основные цеха, — писал Василий Люльченко. — Коллектив предприятия вырос до 1135 человек, в их числе был 91 инженер. Завод обеспечивал ежедневный выпуск 550 боевых комплектов и 250 минометов».


Эвакуация на Урал (г. Гижний Тагил)

В августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 11 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна.

В конце 1941 года из западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана, Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе, Мариупольский броневой завод имени Ильича, Харьковский машиностроительный завод № 183 (он же до 1939 года — Харьковский паровозостроительный завод), Бежицкий сталелитейный завод.

Уральский вагоностроительный завод одно за другим сворачивал производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода. Основу его производства составил Харьковский танковый завод № 183 им. Коминтерна.

В Нижний Тагил прибыл директор завода № 183 — Максарёв Юрий Евгеньевич. Приказом по заводу от 14 ноября 1941 года была утверждена схема организации управления заводом.

Наркоматом танковой промышленности СССР была утверждена программа выпуска танков Т-34, которую принял к неуклонному исполнению завод № 183 на Уралвагонзаводе, о чём свидетельствует приказ директора завода от 17 октября 1941 года № 1107, в котором установлены сроки и нормы, а именно в ноябре запланирован выпуск 155 машин.


В 1942 году, по возвращении из эвакуации, завод был восстановлен; продолжая работать на нужды обороны, готовился к выпуску станков.


Послевоенные годы


В первые послевоенные годы завод продолжал выпуск указанной номенклатуры станков и вместе с тем приступил к освоению нового вида продукции — агрегатных станков, а затем и автоматических линий, призванных помочь интенсивному увеличению выпуска автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и других изделий, необходимых стране для быстрейшего восстановления разрушенного войной народного хозяйства.

Наряду с выпуском агрегатных станков и автоматических линий коллектив завода освоил серийное производство разработанных отделом главного конструктора новых оригинальных станков:

На базе токарных гидрокопировальных полуавтоматов был создан ряд специальных станков с автоматической загрузкой и выгрузкой обрабатываемых деталей: МР101, МР102, МР105, МР106.

На основе этих полуавтоматов была создана первая автоматическая линия для токарной обработки валов, состоящая из двух гидрокопировальных станков 1712.

Автоматическая линия МР107 демонстрировалась на Международной ярмарке в Брюсселе и была удостоена золотой медали и премии „Гран При" в 1957 г.

Взамен переданных на другие предприятия станков, продолжая работу по совершенствованию оборудования, завод приступил к серийному изготовлению гидрокопировальных полуавтоматов 1Б732. А затем впервые в стране освоил серийный выпуск станков с ЧПУ 1Б732ФЗ и 1П732РФЗ.

В последние годы завод приступил к выпуску токарных полуавтоматов — 1740РФЗ с ЧПУ типа CNC, отличающихся повышенной степенью автоматизации и расширенными технологическими возможностями. Станки успешно эксплуатируются на фирмах ФРГ, Японии, Швеции, Австрии и других промышленно-развитых стран.

Учитывая современные тенденции развития и возрастающие требования металлообрабатывающей промышленности, на заводе созданы промышленные роботы большой грузоподъемности для обслуживания выпускаемых заводом станков с ЧПУ в составе быстропереналаживаемых автоматических линий ЛАС ЧПУ, внедрение которых способствует сокращению ручного труда.


С 1946 года завод приступил к выпуску агрегатных станков, а затем и к созданию на их базе автоматических линий.

В 1947 году выпустил первые многошпиндельные токарные автоматы оригинальной конструкции модели 1А225-6 для прутков диаметром до 25 мм.

В 1947 году автоматические линии станкозавода для обработки блока цилиндров ЗИЛ-150 отмечаются Государственной премией СССР.

В 1952 году эту же премию получают создатели гаммы специальных станков для нарезания резьбы на нефтяных трубах и муфтах.

Продукция завода получает высокую оценку на международных выставках и ярмарках. Так, в 1958 автоматический участок по обработке валов МР107 получил на Всемирной выставке в Брюсселе медаль "Гран при".

В 1967 году на Лейпцигской ярмарке автоматическая линия 1Л191 для обработки кронштейнов трактора Волгоградского тракторного завода награждена золотой медалью. На ряд станков выданы грамоты и дипломы ВДНХ СССР. Станки с маркой завода экспортируются в социалистические и капиталистические страны. Выпуск продукции увеличился в 1973 по сравнению с 1940 в 7,2 раза.

За 1966—1973 году освоен выпуск крупных систем автоматических линий по обработке блоков цилиндров и головок блока автомобильных и тракторных двигателей.

В 1974 году завод реконструируется. Главное направление в его технического развитии — создание и увеличение выпуска современного прогрессивного оборудования — гаммы станков с числовым программным управлением, системой автоматического регулирования, адаптивным контролем. 1939 - награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1975 года завод награждается орденом В.И. Ленина.

В ноябре 1982 года завод награждается орденом "Октябрьской революции".

8 апреля 1988 года завод был назначен головным предприятием промышленного объединения НПО Станколиния куда входили:





Наши дни

Перестройка стала для завода временем тяжелых испытаний и руководству предприятия пришлось решать сложные организационные задачи.

В 1993 году было зарегистрировано изменение организационно-правовой формы, завод стал АО открытого типа «Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».

В 1996 году акционерное общество преобразовано в ОАО «Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе».


Краткая справка


В 1994 году было принято решение о создании структурного подразделения, занимающегося непосредственно сборкой и пуско-наладкой станков и станочного оборудования ЗАО "Завод имени Серго Орджоникидзе" ЗАО ЗИО. (действовало с 15.11.1994 по 19.01.2015).

В 2009 году предприятие было преобразовано в ООО "Научно-производственное предприятие "Завод имени Серго Орджоникидзе".


Краткая справка



Завод имени Серго Орджоникидзе

Завод имени Серго Орджоникидзе г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11



Завод имени Серго Орджоникидзе

Завод имени Серго Орджоникидзе г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11






Завод имени Серго Орджоникидзе. Видеоролик.



Продукция Московского станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе

Станки, выпускаемые Московским станкостроительным заводом им. Серго Орджоникидзе, ЗИО






Связанные ссылки. Дополнительная информация




Главная   О компании   Новости   Статьи   Прайс-лист   Контакты  
Справочная информация   Скачать паспорт   Интересное видео   Производители